Швартовно-буксирное устройство
Швартовно-буксирное устройство - это совокупность механизмов и приспособлений для надежного удержания судна во время стоянки судна (у причала, у борга другого судна) и возможности крепления буксирного каната (троса) при производстве буксировочных операций. В его состав входят (рис. 36): швартовы, кнехты, клюзы, киповые планки, утки, вьюшки, ручные или электрические шпили (лебедки - на достаточно крупных судах).
Рис. 36. Швартовные приспособления а и б - одиночные кнехты (битенги); в - простой двойной кнехт; г - крестовый двойной кнехт, д - киповая планка; е, ж, з - утки разной конструкции; и - швартовый рым; 1 - рым (кольцо); 2 — обух.
Швартов- канат с огоном на конце, предназначенный для подтягивания и удержания судна у причала. По направлению относительно корпуса судна и выполняемым функциям швартовы называются продольными, шпрингами и прижимными.
Кнехт- деталь швартовного устройства в виде спаренных (одиночных) тумб, стоящих на общем фундаменте, прикрепленном к палубе судна. По конструкции различают кнехты прямые и крестовые, по способу изготовления - литые или сварные, по материалу могут быть стальными, чугунными, бронзовыми, латунными, а в случае применения на судне только растительных канатов (тросов) удобны для работы кнехты, изготовленные из легких сплавов. Швартовы на кнехты накладываются "восьмерками".
Киповая планка - деталь швартовного устройства судна, предназначенная для пропуска швартовного каната, может быть с роульсами (для снижения трения) и без них.
Утка- двурогая литая или сварная фигурная планка для крепления свободных концов канатов небольшого диаметра. Канат укладывается на утку "восьмеркой" и удерживается за счет сил трения
Вьюшка- вращающаяся металлическая конструкция в виде катушки с поручнями для наматывания, хранения и сматывания тросов и канатов. Может быть оборудована ленточным тормозом по ободу и педалью. Для подачи швартовов используются бросательные концы (выброски). Расположение и количество элементов швартовного устройства должно обеспечивать швартовку и буксировку судна лагом, носом, кормой.